Здравствуйте, уважаемый посетитель Школы поделок.
Сегодня я хочу рассказать Вам о моем увлечении — изготовлении эксклюзивных сувениров из керамики . Лепить я начал года 3 назад, когда устроился на работу в театр кукол. В то время я не имел абсолютно никакого представления, что из какого-то комка «грязи» можно сотворить нечто стоящее. Хотя у меня были какие-то навыки работы с пластилином.
Я, конечно, знал, что из этого материала изготавливают различные горшки, чашки, кружки, обыденные для покупателей сувениры, типа свистулек и пепельниц, или тому подобное.
Но, когда я увидел… работы (не просто работы, а шедевры), которые создает Олег Филиппов, я тут же загорелся желанием попробовать что-то сделать своими руками. Олег с удовольствием принялся меня обучать.
Олег Филиппов в то время работал конструктором кукол в театре и создавал кукол для спектаклей. Он даже в перестроечные времена имел свой театр кукол «Шляпа». Олег всегда искал и находил что-то новое в конструктивных особенностях, механизмах и материалах в сборе кукол для детских спектаклей.
Лепкой Олег начал заниматься лет 20-25 назад — когда именно, он и не припомнит. Сейчас Олег Филиппов отошел от такого вида творчества (если это только не крупный заказ), так как занялся воплощением своей давней мечты — изготовление эксклюзивных садово-парковых скульптур. И даже новый материал изобрел для их создания.
С огромным удовольствием предлагаю Вашему вниманию ничтожно малую часть его, не побоюсь этого слова, гениальных работ. Возможно, Вы видели похожие работы, но такие я нигде не встречал, даже в Интернете (если не считать тех, что я выложил на своей странице В Контакте).
Ну как, здорово? Не появилось желание, что-то слепить в этом духе? Вы скажете, нужен талант, какие-то умения. Отвечу Вам честно: Да, конечно, без таланта здесь не обойтись. Я тоже тогда так думал. Хотя до мастерства моего друга и учителя мне еще далеко.
Но хочу с гордостью Вам сказать, что мастер-керамист похвалил меня, когда я слепил вот такого замечательного Домового, который до сих пор висит на стене нашей кухни и радует нас и наших гостей. А чем не эксклюзив?
Примеры таких работ мы всегда дарим нашим родным и близким на дни рождения, праздники или новоселья. И всегда они с искренним восторгом любуются моими работами.
Лепка для меня не только хобби, но и средство заработка. Зачастую приходят заказы на изготовление моих Домовых, поэтому развиваться далее у меня пока не хватает времени.
Кстати, обязательно подпишитесь на обновление блога, чтобы не пропустить мастер-класс по изготовлению Домового из керамики. Будет очень интересно.
Цель этого поста — рассказать Вам о глине и о том, где ее можно приобрести, как ее подготовить ее к работе, об инструментах и материалах, которые я использую в своем творчестве, где и как обжечь готовые работы.
Если Вы точно решили сделать себе или своим близким подарок из керамики или появилось желание заработать лишний «рубль», то Вы на правильном пути.
Содержание статьи
1. Где найти глину для лепки.
1. Когда я только начинал лепить, мы ее «добывали» на грузовом железнодорожном терминале. Здесь разгружались грузовые составы с сотнями тонн навальной белой глиной для нужд местного завода по производству керамических изделий. Мы собирали нужный нам материал, который оставался после погрузки в самосвалы.
Но скоро поставки ж\д транспортом на завод прекратились. Глину привозили в огромных тюках автомобильным транспортом. Нам пришлось искать новый источник «добычи».
2. Я обратился в наше местное художественное училище, где преподают лепку, и попросил продать мне этот материал. Мне пошли на встречу.
3. Я пробовал лепить из красной глины, которую я подобрал в карьере, где ее добывали для нужд кирпичного завода. Но она мне не понравилась — в ней было много посторонних включений и при высыхании изделие трескалось.
4. На данный момент я остановил свой выбор на глине, которую продают в канцелярских магазинах.
Она уже готова к применению. Достаточно хорошенько промять ее и пустить в дело. В ней практически нет мелких посторонних частиц, правда, при обжиге она становится красной. Продается она в брикетах, весом 1 кг каждый.
2. Лепка из глины. Подготовка материала.
Сухие глиняные комья, которые я собирал в карьерах или в ж\д терминале, я готовил следующим способом.Сначала я разбивал большие комья молотком на мелкие части. Затем помещал в ведро и заливал ее горячей водой (почти кипятком). Заливал так, чтобы вода покрывала глину 1-2 сантиметра. Скажете, почему кипятком, да потому что в горячей воде она быстрее распаривается, впитывает в себя влагу.
Главное — не сварить ее. Важно соблюдать пропорции . Уже запаренную я закрывал крышкой и оставлял на сутки.
По истечении суток всю мокрую глину я выкладываю и оборачиваю в ткань — двунитку. Ткань впитывает в себя лишнюю влагу.
Удалив из всей массы лишнюю влагу, я начинаю мять ее. Никогда не месили тесто для пирогов? Здесь тоже самое . Важно тщательно промять, пробить глину, чтобы в ней не оставались пузырьки воздуха и посторонние включения. Так как при обжиге пузырек воздуха или маленький камешек, попавший в Ваше изделие, расширяется и взрывается.
Сколько раз при обжиге первых своих поделок я слышал трески лопнувших деталей. И это все из-за моих ошибок, так как плохо пробивал глину.
Затем массу делю вот на такие колбасы, заворачиваю во влажную тряпку и помещаю в полиэтиленовый пакет.
Итак, какая же должна быть глина для лепки:
1. Пластичной. Не должна липнуть к рукам. Должна отлично держать форму. Готовая глина хорошо тянется.
2. Перед обжигом керамического изделия в муфельной печи еще раз хорошо удостоверьтесь в том, что нет никаких примесей и пузырьков воздуха.
3. Готовый для работы материал оберните влажной тряпочкой и положите в пакет.
3. Инструменты для работы с глиной.
Для удобства работы изготовил вот такие подложки. На них очень удобно лепить, глина не липнет к ткани, она мобильна, что делает удобной сушку изделия. Не нужно хватать еще сырое изделие руками, переносите подложку вместе с поделкой в теплое место.
Инструменты очень просты — некоторые я сделал сам. В работе использую обычные стеки, которые продаются вместе с пластилином, различные ножи-резаки. Их я использую для декорирования, придания форм, очертаний, а также для резки глины.
Кисточки разных размеров использую для сглаживания поверхностей и тонировки изделия.
4.Обжиг.
Обжиг уже готовых изделий осуществляется в так называемых муфельных печах. Не буду рассказывать об их устройстве — эту информацию Вы найдете в Интернете.
Раньше я обжигал поделки у Олега Филиппова в гараже. Но вскоре купил за 1000 рублей вот такую старую печь. Пришлось немного ее подлатать: перемотать нихромовую проволоку, заменить сетевой шнур и т.п.
Проблем с обжигом теперь нет. Да, если печь и выходит иногда из строя (обычно перегорает нихромовая проволока), я всегда могу обжечь свои работы в художественном училище нашего города. Услуга недорогая, поэтому и Вам советую посетить такое училище, которое, наверняка, находится и в Вашем городе.
На этом заканчиваю свой пост. Надеюсь, Вы провели время с пользой, прочитав эту статью.
Буду рад прочитать ваш комментарий.
Творческих Вам успехов!