Здравствуйте, уважаемый читатель Школы поделок.
О пользе пальчиковых игр для малышей мы говорили в предыдущей статье. На этой страничке собраны пальчиковые игры для детей старшего возраста – деток 2-4 лет. Многим родителям может показаться, что пальчиковые игры вообще предназначены только для детей 1-1,5 лет, максимум двух лет, но это не так. Малышам независимо от их возраста так приятно лишний раз прикоснуться к своим родителям. Важен еще тот момент, что происходит это в игровой форме и в сопровождении веселых коротких стихотворений. Существуют даже пальчиковые игры, развивающие математические способности ребенка (они тоже будут приведены). Для облегчения вместе с играми мы указали движения, которыми необходимо сопровождать то или иное стихотворение.
Пальчиковые игры для детей помогут скоротать минуты ожидания приема врача в коридоре больницы или смогут отвлечь ребенка в транспорте (правда, для этого придется родителям выучить пару-тройку игр наизусть или распечатать их и читать по листку, как первое время делала моя супруга).
Хочется отметить, что игры, приведенные в данном блоге, были опробованы нами и нашей дочерью Машенькой — играла она в них с большим удовольствием (некоторые она помнит и сейчас, хотя уже давно мы с ней не повторяли их).
Тук и стук
(Во время этой игры нужно стучать то одним кулачком по другому, то наоборот. При этом то правый кулачок находится над левым, то левый над правым, и с каждой новой строчкой кулачки меняются местами.)
Строят братцы птичий дом:
Каждый гвоздик молотком
Забивают «тук-тук-тук» —
Раздается «стук-стук-стук».
—-
Пальчик-непоседа
— Пальчик, пальчик-непоседа,
(разминаем пальцы по очереди)
Где ты был? Где ты обедал?
(загибаем пальцы, начиная с большого)
— С этим братцем ел малину,
С этим братцем ел калину,
С этим братцем — землянику,
А с малышечкой — чернику.
—-
Зайки
Зайчики прыгали, ушками двигали
(поднимаем указательные пальцы вверх и двигаем ими)
Вот так, вот так!
Зайчики прыгали, хвостиками дрыгали
(поднимаем мизинцы вверх и показываем, как двигается хвостик)
Вот так, вот так!
—-
Тритатушки
Тритатушки, тритата
(хлопаем в ладошки),
Убежали три кота:
(зажимаем кулачки)
Белый, черный, рыжий —
(один за другим поднимаем пальцы вверх)
Все сидят на крыше!
(складываем «крышу» из пальчиков обеих рук)
—-
Хруп-хряп
Топ и шлеп рубашку шили-
Ножницами ткань кроили:
Хруп-хряп (2 раза)
(имитируем ножницы указательным и средним пальцами)
Все разрезали и только
Лоскутки сошьют иголкой:
Вот так, вот так!
(пальцами изображаем шитье иголкой)
«Шик» и «пшик»
Любят братья печь блины,
Только «шик» и «пшик» слышны-
Стал наш блинчик золотой-
Повернем на бок другой.
(Кладем руки на стол или колени (левую руку вниз ладонью, а правую — тыльной стороной). Во время всего стихотворения, приговаривая «шик» и «пшик», переворачиваем руки: правую кладем ладонью вниз, а левую – вниз тыльной стороной, при этом постепенно увеличивая темп.)
—-
«Жик» и «вжик»
(Приговаривая «жик» и «вжик», имитируем движения ножовки — прямая ладонь движется «вперед-назад» по другой ладони).
Братцев попросил скворец
Смастерить ему дворец-
Распилили доски вмиг,
Только слышно: «Жик» и «вжик».
—-
Буду маме помогать
Буду маме помогать,
Буду я белье стирать.
(руками имитируем стирку)
Мылом мылю я носки.
Крепко трутся кулачки.
Сполосну носки я ловко
И повешу на веревку.
—-
Пальчики
(При прочтении данного стихотворения возьмите ребенка за ручку и по очереди дотрагивайтесь до каждого его пальчика)
Этот пальчик в лес ходил,
Этот — сам дрова рубил,
Этот — печку разжигал,
Этот — воду наливал,
А вот этот — погулял
Да на печке сладко спал.
—-
Гости
(соединяем большой палец руки с другими пальцами
поочередно, приговаривая)
Братья в гости приходили
И подарки приносили:
Этот брат принес калач —
Он и вкусен, и горяч.
Этот брат принес медок,
Медом полон туесок.
Этот брат принес с утра
Свежих сливок два ведра.
Ну а этот спозаранку
Притащил с собой сметанку.
(складываем пальчики «щепоткой»)
Будут братья рисовать,
Будут песни распевать.
—-
Солнышко
(Пальчики собираем в кулачок и медленно разжимаем их по одному)
Утром солнышко проснулось,
Осторожно потянулось,
Лучикам пора вставать —
Раз, два, три, четыре, пять.
—-
Учимся считать (прямой счет)
(Сжимаем пальчики в кулачок. В то время, когда произносим текст, разгибаем пальчики по одному — это лисята.)
По лесу бежит одна лисичка —
Повстречала свою сестричку.
По лесу теперь бегут две лисички —
Повстречали они свою сестричку.
По лесу бегут теперь уже три лисички…
И так до пяти лисичек.
—-
Учимся считать (обратный счет)
( показываем малышу пять пальцев)
— Пять зайчат капусту ели,
Одному есть надоело.
В лес зайчонок убежал,
До свиданья всем сказал!
(загибаем один пальчик)
— Четыре зайчонка капусту ели,
Один устал — побрел к постели.
(загибаем еще один палец)
— Три зайчонка капусту ели,
Один пошел домой
Другим заняться делом.
(загибаем еще один палец)
— Два зайчонка капусту ели,
Один пошел купить
Фруктовой карамели.
(загибаем еще один палец)
—-
Ручки на столе лежат
И пока что крепко спят.
А теперь одна проснулась
И тихонько потянулась.
(ладошка должна остаться прижатой к столу, а пальчики приподнимаем)
Это правая рука.
Улеглась она опять,
Видно, будет отдыхать.
Вот и левая проснулась —
Тоже сладко потянулась.
(вторая ладошка должна лежать на столе, а пальчики нужно приподнимать)
Теперь обе проснулись —
Сильно-сильно потянулись.
(поднимаем пальчики обеих ручек)
—-
Большой пальчик подними
И тихонько постучи.
(поднимаем большие пальчики обеих рук по очереди и стучим ими)
Тук-тук-тук, тук-тук-тук,.
Раздается снова стук.
На руке твоей другой
Пальчик постучал большой.
Мы по очереди всеми
Будем пальцами стучать
И, конечно, отдыхать.
А теперь мы будем киски.
Эй, не подходите близко —
Поцарапаем немножко —
Не ребята мы, а кошки.
(царапаем пальчиками обеих рук стол, а потом поочередно)
—-
К нам на стол забрался слон,
Начал громко топать он.
(стучим ладошками по столу)
И лошадки прибежали.
И копытцами стучали.
(легонько постукиваем кончиками пальчиков по столу)
Осторожны и легки
Приползали паучки.
(медленно перебираем пальчиками по столу)
А лягушки проскакали —
И в болотце убежали.
(отталкиваемся от поверхности стола, сжимаем пальчики и приподнимаем кисти рук)
—-
Тихо по земле шурша
Ползет змейка не спеша.
(имитируем движения змеи на поверхности стола)
—-
Солнышко пригревало —
Червячки уползали.
Солнышко убежало —
Червячки выползали.
(пальчики рук медленно сжимаются в кулачок , а затем также медленно разжимаются)
Светят солнышка лучи — Они очень горячи.
А как тучка набежала —
Видно солнышка не стало.
(сдвигаем пальчики на поверхности стола, а затем сдвигаем их вместе)
—-
Раз купили купили мы арбуз,
Он хороший был на вкус.
(соединяем кончики пальцев, пытаясь образовать шар)
А еще купили дыню —
Сразу съели половину.
(соединяем кончики пальцев, пытаясь образовать овал)
—-
С утра пальчики старались —
В своем доме убирались.
(«подметаем» поверхность стола)
—-
По веселой по дорожке
Быстро пробегут две ножки.
(пальчики по парам «бегут» по столу)
А теперь те же ножки
проскакали по дорожке.
(пальчики по парам отталкиваются от поверхности стола)
Такие пальчиковые игры или тренировочные упражнения можно придумать даже самим, причем в большом количестве, может быть, и Ваш малыш сам захочет придумать какие-нибудь движения, а Вы легко сможете ему помочь сопроводить их короткими стишками (пусть они даже будут не в рифму). Зато они будут очень полезными и интересными для Вашего ребенка.
Удачи Вам и терпения!